February 3, 2010 / 11:49 AM / 7 years ago

СМИ Казахстана говорят об ужесточении цензуры

ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ 3 МИНУТ

<p>Флаг Казахстана на фоне монумента "Сильнее смерти" в Семипалатинске 18 июня 2009 года. Две оппозиционные казахстанские газеты считают поданный против них иск зятя президента Казахстана, влиятельного бизнесмена Тимура Кулибаева, попыткой ограничить свободу слова в стране.Shamil Zhumatov</p>

Ольга Орининская

АЛМА-АТА (Рейтер) - Две оппозиционные казахстанские газеты считают поданный против них иск зятя президента Казахстана, влиятельного бизнесмена Тимура Кулибаева, попыткой ограничить свободу слова в стране.

В 2010 году Казахстан первым из постсоветских государств в порядке ротации возглавил ОБСЕ, однако западные правозащитники критикуют власти нефтедобывающей страны за ограничение гражданских свобод, преследование оппозиции и прессы.

На прошлой неделе несколько газет опубликовали письма бежавшего из страны бывшего оппозиционера и экс-главы национализированного БТА- банка Мухтара Аблязова, в котором он обвинил Кулибаева в хищениях в ходе приватизации казахстанских нефтегазовых активов китайской компании.

Во вторник стало известно, что Кулибаев, муж средней дочери президента Казахстана Динары, подал в суд иск о клевете против трех местных газет, опубликовавших информацию с этими обвинениями.

Суд в Алма-Ате, в обеспечение иска Кулибаева, вынес определение наложить арест на тиражи этих газет, в которых публиковались письма Аблязова и запретил им публиковать любую информацию, "порочащую честь и достоинство" истца и опровергнуть сообщения.

"... в стране - председателе ОБСЕ введено табу на упоминание в независимой прессе имени среднего зятя президента Тимура Кулибаева", - говорится в совместном заявлении двух оппозиционных газет "Взгляд" и "Республика", которые являются ответчиками по иску Кулибаева.

Кулибаев совмещает несколько постов: зампредседателя суверенного фонда Самрук- Казына, председателя совета директоров госкомпаний Казмунайгаз, Казахстан темир жолы, Самрук-Энерго. Он негласно рассматривается в качестве наиболее вероятного преемника бессменного лидера страны Нурсултана Назарбаева.

Третий ответчик по иску газета "Курсив" не является оппозиционной, но также возмущена решением суда.

Газеты считают, что их преследуют за критику властей.

"Лично я расцениваю это просто как политическое давление на неугодные СМИ, потому что из всего множества средств массовой информации это коснулось почему-то только трех изданий", - сказал журналистам главный редактор газеты "Взгляд" Игорь Винявский.

Кулибаев недоступен для комментариев, а структуры, где он занимает руководящие должности, отказываются комментировать информацию, опубликованную в газетах.

Внутри страны критика президента Казахстана и его окружения под негласным табу. В последние годы суды все чаще находят предлоги для закрытия немногочисленных оппозиционных изданий.

"Мы призываем страны ОБСЕ и наших западных коллег потребовать от Казахстана... прекратить ограничивать право на свободу слова и вмешательство в деятельность независимой прессы", - говорится в заявлении оппозиционных газет.

Запад критикует Казахстан за отступление от обязательств в сфере демократизации, принятых при вступлении в ОБСЕ, однако Астана считает сам факт ее нынешнего председательства в авторитетной европейской организации доказательством того, что политическая система развивается в правильном направлении.

Редактор Шамиль Байгин

0 : 0
  • narrow-browser-and-phone
  • medium-browser-and-portrait-tablet
  • landscape-tablet
  • medium-wide-browser
  • wide-browser-and-larger
  • medium-browser-and-landscape-tablet
  • medium-wide-browser-and-larger
  • above-phone
  • portrait-tablet-and-above
  • above-portrait-tablet
  • landscape-tablet-and-above
  • landscape-tablet-and-medium-wide-browser
  • portrait-tablet-and-below
  • landscape-tablet-and-below