12 марта 2014 г. / , 18:43 / 4 года назад

Редакция интернет-газеты увидела за сменой главреда цензуру Кремля

Гендиректор телеканала "Дождь" Наталья Синдеева на пресс-конференции в Москве 4 февраля 2014 года.Редакция российского интернет-издания Лента.ру, поставленная в среду перед фактом смены главного редактора, назвала перестановку следствием недовольства Кремля освещением событий на Украине и новым эпизодом сворачивания свободы прессы в России. REUTERS/Tatyana Makeyeva

МОСКВА (Рейтер) - Редакция российского интернет-издания Лента.ру, поставленная в среду перед фактом смены главного редактора, назвала перестановку следствием недовольства Кремля освещением событий на Украине и новым эпизодом сворачивания свободы прессы в России.

Перестановка произошла через несколько часов после того, как Роскомнадзор вынес популярному новостному порталу предупреждение из-за публикации в интервью с представителем украинского националистического движения “Правый сектор” Андреем Тарасенко гиперссылки на сайт, содержание которого ведомство нашло экстремистским.

По российскому законодательству, два письменных предупреждения от Роскомнадзора за год являются основанием для иска в суд о закрытии СМИ.

Собственник издания Александр Мамут, чьё состояние Forbes оценил в $2,3 миллиарда, сменил главного редактора Галину Тимченко на замгендиректора по внешним коммуникациям компании Афиша-Рамблер-SUP Алексея Гореславского. Последний в нулевые возглавлял интернет-издание “Взгляд”, освещавшее события с близких Кремлю позиций, а затем курировал интернет-проекты Интерфакса.

Мамут и Гореславский не были доступны для комментариев. Тимченко сказала, что увольнение было внезапным, и не стала вдаваться в детали.

"Мы считаем, что это назначение является прямым давлением на редакцию Ленты.ру", - говорится в коллективном письме 70-ти с лишним сотрудников редакции (lenta.ru/info/posts/statement/).

“Увольнение независимого главного редактора и назначение управляемого, в том числе напрямую из кремлевских кабинетов, человека - это уже нарушение закона о СМИ, говорящего о недопустимости цензуры”.

Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков назвал обвинение в цензуре “совершенно безосновательным”.

“Роскомнадзор ежедневно выносит много предупреждений самым разным СМИ, в этом его работа. И Лента.ру далеко не единственное СМИ, которому за последние дни выносились предупреждения”.

В материале, за который вынес предупреждение регулятор, “содержатся высказывания, направленные на возбуждение национальной розни”, сказано в его сообщении. Ссылка вела на текст с упоминаем о кандидате в президенты Украины на выборах 25 мая националисте Дмитрие Яроше, которого Россия объявила в международный розыск по обвинению в экстремизме и терроризме. Ярош отрицает обвинения.

Принадлежащая Мамуту компания SUP владеет Живым Журналом - площадкой для неподцензурных политических дискуссий в рунете, конкурирующей за симпатии пользователей с Facebook и другими социальными сетями. Пользователи ЖЖ не раз жаловались на хакерские атаки и нестабильность работы ресурса в последние годы.

По оценкам американской неправительственной организации Freedom House, пресса в России несвободна, а интернет свободен лишь отчасти.

Свежим примером стали события во время февральской Олимпиады в Сочи, когда подконтрольные Кремлю СМИ на время спортивного праздника окружили стеной молчания вспышки насилия на нестабильном юге России. Кремль отрицал, что высказывал такое пожелание на встрече за обедом с главными редакторами российских изданий примерно за неделю до Игр.

Freedom House писала, что после возвращения Владимира Путина в Кремль на третий срок власть стала использовать как прямые грубые, так и опосредованные сложные формы медиа-менеджмента, чтобы отвлечь внимание публики от проблем с безопасностью и экономикой и обуздать протесты.

Частный телеканал “Дождь”, когда-то сделавший себе имя на освещении протестов против Путина, лишился большей части своей телеаудитории из-за того, что кабельные операторы стали один за другим исключать его из своих пакетов, мотивируя тем, что их аудитория была возмущена опросом о блокаде Ленинграда, которым Кремль также был недоволен. Руководство “Дождя” обвинило власти в цензуре и сказало, что телеканал оказался под угрозой закрытия.

После этого обвинения в давлении со стороны властей раздались от главного редактора радиостанции “Эхо Москвы” Алексея Венедиктова, который таким образом оценил смену гендиректора его радиостанции, предоставлявшей трибуну критиками Кремля, а в ноябре перешедшей под контроль друзей юности Путина. Полномочия Венедиктова истекают в понедельник на следующей неделе. Коллектив редакции переизбрал его на эту должность, но кандидатуру должен утвердить совет директоров владельца.

Кремль вступил в конфликт с Западом и насторожил союзников на Востоке захватом украинского Крыма и нежеланием иметь дело с пришедшими к власти в Киеве в результате кровопролитной революции прозападными политиками. Страны “Большой семёрки” и Евросоюз пригрозили России санкциями и погружением в политическую и экономическую изоляцию, а критики Кремля сочли, что внутри страны реакцией на украинский “евромайдан” станут давление на прессу и преследование инакомыслящих.

“Мы, безусловно, предполагали, что придут и за нами”, - написали сотрудники Ленты.ру, добавив, что “за последние пару лет пространство свободной журналистики в России драматически уменьшилось”, и многие журналисты и редакторы боятся остаться без средств к существованию.

“Беда не в том, что нам негде работать. Беда в том, что вам, кажется, больше нечего читать”.

Мария Цветкова, текст Дениса Дёмкина

0 : 0
  • narrow-browser-and-phone
  • medium-browser-and-portrait-tablet
  • landscape-tablet
  • medium-wide-browser
  • wide-browser-and-larger
  • medium-browser-and-landscape-tablet
  • medium-wide-browser-and-larger
  • above-phone
  • portrait-tablet-and-above
  • above-portrait-tablet
  • landscape-tablet-and-above
  • landscape-tablet-and-medium-wide-browser
  • portrait-tablet-and-below
  • landscape-tablet-and-below