6 декабря 2016 г. / , 18:07 / 8 месяцев назад

Союзники венгерского премьера ужесточают контроль над СМИ в преддверии выборов

БУДАПЕШТ/ВЕНА, 6 дек (Рейтер) - Люди из окружения премьер-министра Венгрии Виктора Орбана усиливают контроль над венгерскими СМИ, провоцируя опасения критиков правительства и международных организаций о свободе слова по мере приближения выборов.

Некоторые журналисты сказали Рейтер, что встревожены тем, что в октябре австрийский владелец венгерской медиагруппы Mediaworks закрыл крупнейшую в стране оппозиционную газету, а остальную часть продал соратнику Орбана.

Mediaworks временно отстранила от работы 70-80 сотрудников газеты левых Nepszabadsag, а затем новые владельцы уволили большинство из них и наняли проправительственных редакторов в другие издания группы. Глава Mediaworks Габор Лискай отказался от комментариев.

Орбан уже предпринимал шаги для ограничения СМИ, введя в 2010 году жесткое законодательство и регламентируя деятельность государственных медиа.

Новое наступление Орбана на СМИ последовало за ссорой с одним из его главных соратников, бизнесменом Лайошем Симиской, принадлежащие которому медиа перестали поддерживать премьера, сказали их сотрудники и аналитики.

Симиска не ответил на просьбу о комментарии.

С тех пор фигуры, близкие к Орбану, заняли ведущие роли в медиаиндустрии, после того как он в одном из интервью призвал сторонников инвестировать в сектор. Сторонники правящей партии "Фидес" должны зайдействовать "личную и финансовую" энергию для создания новых средств массовой информации, сказал он телеканалу Echo TV в мае прошлого года.

В течение года его ближайший советник по политическим связям Арпад Хабонь основал компанию Media Group, распространяющую таблоидный контент в бесплатные газеты и на сайты.

Эндрю Вайна, бывший продюссер голливудских фильмов "Рокки" и "Рэмбо", ныне уполномоченный правительства Венгрии по вопросам киноиндустрии, взял под контроль вторую по величине в стране телевизионную группу и приобрёл лицензии радио.

Группа деловых партнёров, связанных с главой венгерского ЦБ Дьордем Матолчи, ещё один сторонник Орбана, теперь руководит двумя известными новостными порталами. Лискай, бывший партнёр Симиски, купил деловую газету, которая теперь поддерживает правительство.

Никто из этих компаний или персон не ответил на многочисленные просьбы Рейтер прокомментировать владение или влияние на СМИ.

Пресс-секретарь Орбана отверг обвинения в чрезмерном влиянии правительства на СМИ.

"С юридической точки зрении, наша структура СМИ в порядке", - сказал Золтан Ковач в интервью Рейтер в ходе ноябрьского медиа-форума в Вене.

Отвечая на вопрос о появлении все большего количества дружественных правительству владельцев СМИ, он сказал, что Opimus - новая материнская компания Mediaworks - не имеет ничего общего с правительством.

КРИТИКА

Контроль над значительной частью СМИ, который осуществляют деловые круги, близкие к премьер-министру, и ощущение того, что он может усилиться в преддверии парламентских выборов в 2018 году, подвергаются критике как внутри страны, так и за рубежом.

"Мы считаем, что нынешнее положение дел в венгерских СМИ в высшей степени тревожно", - заявил председатель наблюдательного совета Европейского центра свободы СМИ (ECPMF) Балаш Надь Наварро.

"Мы беспокоимся по поводу честности выборов, так как СМИ недостаточно диверсифицированы, и право граждан на доступ к информации ограничено", - сказал он Рейтер.

Председатель оппозиционной Социалистической партии Венгрии Дьюла Мольнар сообщил Рейтер, что поскольку значительная часть СМИ контролируется партией "Фидес", миллионы венгров не видят материалов, критикующих правительство.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - межправительственный орган, деятельность которого направлена на обеспечение прав человека и свободы СМИ - отмечает существенное снижение плюрализма в средствах массовой информации в Венгрии, где СМИ стали "крайне уязвимы перед политическим давлением".

Габор Вона, председатель радикальной националистической партии "Йоббик", пожаловался на публикации ложных сообщений о нем и его партии в нескольких прогосударственнх изданиях, завив, что правительство пытается отвлечь внимание от коррупции.

"Вы можете купить всю венгерскую прессу, до последней сельской газеты, но вы больше не сможете скрыть то, что вы делаете с этой страной за завесой СМИ", - сказал Вона в адрес партии "Фидес", выступая в парламенте в этом месяце.

В своем ответе Воне пресс-секретарь "Фидес" Бенце Тужона проигнорировал это замечание.

Глава аппарата Орбана - Янош Лазар сказал, что некоторые консервативные бизнесмены прислушались к призывам премьер-министра и приобрели доли в СМИ или оказали помощь медиа-компаниями.

"Что касается средств массовой информации Венгрии, то я не уверен, имеет ли это какое-то отношение к свободе, учитывая уроки, извлеченные из президентских выборов в США, - сказал он Рейтер в прошлом месяце. - Все американские СМИ были против Трампа... и он одержал полную победу".

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ

Mediaworks приобрела компания Opimus, холдинговая группа, акции которой котируются на бирже. Лоринц Месарош, мэр родной деревни Орбана и близкий друг премьера, опроверг сообщения СМИ о связях с Mediaworks и Opimus, и ни он, ни компании не ответили на запрос о комментарии.

Однако в документах компании говорится, что Месарош связан с ними через посредника. Один из ближайших помощников Месароша, адвокат Золтан Чик, является косвенным владельцем Opimus и входит в состав руководства или совета директоров ряда других связанных с ней компаний, свидетельствуют документы. Чик не был доступен для комментариев.

Mediaworks - крупнейший игрок среди провинциальных газет, которые читают жители сельской местности, где проживает около 80 процентов избирателей. Mediaworks контролирует 12 газет и несколько десятков журналов в секторе, при этом три издательства не входят в сферу её контроля. Два из них, Russ Media и Lapcom, ищут покупателей.

Russ Media, семейная компания, принадлежащая австрийскому предпринимателю Юджину Руссу, владеет тремя ежедневными газетами на северо-востоке Венгрии. Lapcom, контролируемая лондонской частной инвестиционной компанией Elliott Advisors, издаёт две региональные ежедневные газеты и общенациональный таблоид.

Русс планировал уйти с рынка в течение нескольких лет по причинам, которые не раскрывались, сообщили Рейтер источники в отрасли. Русс не ответил на запрос о комментарии.

На собрании коллектива представитель владельцев Lapcom дал понять персоналу, что компания продаётся, сказал Золтан Коти, главный редактор ежедневной газеты Delmagyarorszag. Коти не назвал имя представителя. Elliott Advisors, владеющая Lapcom, от комментариев отказалась.

По словам Коти, Lapcom может оказаться под контролем заинтересованных лиц, близких к правительству.

"Весьма вероятно, что это всестороннее давление рано или поздно распространится на Lapcom", - сказал Коти.

Новые медиакомпании часто получают большой объём рекламы от правительства, которое выделяет $85 миллионов на рекламные расходы, что делает его единственным крупнейшим игроком на рынке рекламы.

"Они потратили больше денег, чем когда-либо, сосредоточившись более чётко, чем когда-либо, на источниках информации, лояльных правительству", - сказала медиа-аналитик Агнес Урбан, председатель Mertek Institute в Будапеште, на конференции в прошлом месяце.

Анталь Роган, министр, ответственный за государственную рекламу, сказал, что Mediaworks получила около 1 миллиарда форинтов на рекламные расходы.

Однако в прошлом месяце он сказал новостному телеканалу ATV: "Если издательство левого толка обратится к правительству за помощью, у меня не будет проблем ей помочь".

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

Мартон Дунай и Шадия Насралла. Перевод и текст Марины Бобровой, Веры Сосенковой и Ксении Орловой. Редактор Дмитрий Антонов

0 : 0
  • narrow-browser-and-phone
  • medium-browser-and-portrait-tablet
  • landscape-tablet
  • medium-wide-browser
  • wide-browser-and-larger
  • medium-browser-and-landscape-tablet
  • medium-wide-browser-and-larger
  • above-phone
  • portrait-tablet-and-above
  • above-portrait-tablet
  • landscape-tablet-and-above
  • landscape-tablet-and-medium-wide-browser
  • portrait-tablet-and-below
  • landscape-tablet-and-below