21 апреля 2014 г. / , 16:33 / через 4 года

Казахстан оправдывается перед РФ за выход журнала с Гитлером

АСТАНА/АЛМА-АТА (Рейтер) - Казахстан пообещал “принять меры” в отношении журнала, опубликовавшего на обложке фото Адольфа Гитлера и сравнившего его действия с политикой российского лидера Владимира Путина - риторический приём, за который Кремль возмущённо стыдил американских и западных политиков.

Рабочие чистят снег у мемориала памяти участников Второй мировой войны в Алма-Ате 5 декабря 2000 года. Казахстан пообещал "принять меры" в отношении журнала, опубликовавшего на обложке фото Адольфа Гитлера и сравнившего его действия с политикой российского лидера Владимира Путина - риторический приём, за который Кремль возмущённо стыдил американских и западных политиков. Reuters / Shamil Zhumatov

Российский МИД ранее в апреле повинился перед Астаной за “безответственным высказывания” некоторых публичных фигур, высказавших притязания на восток Казахстана, что напугало его руководителей в свете аннексии Россией украинского Крыма.

В понедельник МИД России потребовал взаимности от Казахстана, обратив внимание на публикацию в журнале “Аныз Адам”.

“Разумеется, такие вещи мы не пропускаем. В канун 69-й годовщины нашей общей победы в Великой Отечественной войне, унесшей жизни миллионов людей, включая русских и казахов, появление такого рода агиток кощунственно вдвойне”, - говорится в комментарии МИДа.

“Как только о возмутительном материале стало известно, наше посольство в Астане 18 апреля направило ноту министерству иностранных дел Республики Казахстан. В ней подчеркивается абсолютная недопустимость такого рода публикаций на территории Казахстана и содержится призыв дать адекватную официальную реакцию”.

Редакция журнала, который издаётся на казахском с 2010 года тиражом 25.000 экземпляров, объяснила, что в каждом номере традиционно публикуется статья посвящённая какой-либо заметной личности в истории. На обложке побывали Александр Македонский, Наполеон, Пеле, герой казахского народа Наурызбай-батыр и другие. Спровоцировавший возмущение властей номер по-прежнему доступен в казахстанском сегменте всемирной паутины (anyzadam.kz/).

Россия выразила протест Германии после ремарок министра финансов Вольфганга Шойбле, сравнившего аннексию Крыма с германской экспансией при Гитлере. До этого подобные аналогии проводили и.о. президента Украины Александр Турчинов и бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон, что вызывало гнев Москвы.

Российский профессор философии провёл аналогии между действиями России на Украине и аннексией Австрии нацистской Германии в 1938-м, после чего лишился поста в государственном ВУЗе, хотя позже был восстановлен в должности на фоне общественной кампании в его поддержку.

Редакция обвинила Россию в попытке оказать давление на свободу слова.

“Главная цель российского информационного агентства — закрыть казахский журнал, который сравнил Владимира Путина с Адольфом Гитлером и наказать его главного редактора”, - говорится в заявлении журнала.

Американская неправительственная организация Freedom House относит Казахстан к странам с частично свободным интернетом и несвободными СМИ.

Астана осудила публикацию.

“Считаем абсолютно неадекватным и неприемлемым выход этого журнала, посвященного одному из самых кровавых злодеев в истории человечества”, - говорится в заявлении МИД Казахстана.

“Компетентные органы Казахстана занимаются юридической оценкой содержания данного номера журнала на предмет нарушения Конституции и законодательства Республики Казахстан, по итогам чего будут делаться выводы и приниматься соответствующие меры”.

Казахстан пообещал ответить на российскую ноту по дипломатическим каналам.

Глава фонда защиты свободы слова “Адил Соз” Тамара Калеева усомнилась в этичности действий журнала, но не увидела оснований для предъявленных журналистам претензий и пообещала помочь в защите права редакции вплоть до суда.

“Не думаю, что там есть пропаганда фашизма, разжигание социальной розни и прочий умысел”, - сказала она Рейтер.

“Надо учитывать, что это очень болезненная тема – это трагическое прошлое для всего постсоветского пространства”, - сказала правозащитница, напомнив о нападках в адрес независимого российского телеканала “Дождь”.

“Дождь” вызвал недовольство Кремля и лишился места в сетке вещания большинства операторов из-за того, что спросил зрителей, не стоило ли сдать блокадный Ленинград немецким войскам, чтобы сохранить жизни горожан.

Путин на этой неделе пожурил дававший трибуну его критикам телеканал за “оскорбительные ошибки”, но защитил право высказывания “любых точек зрения” и пообещал, что контролирующие органы ослабят хватку.

Раушан Нуршаева, Мария Гордеева. Текст Дениса Дёмкина

0 : 0
  • narrow-browser-and-phone
  • medium-browser-and-portrait-tablet
  • landscape-tablet
  • medium-wide-browser
  • wide-browser-and-larger
  • medium-browser-and-landscape-tablet
  • medium-wide-browser-and-larger
  • above-phone
  • portrait-tablet-and-above
  • above-portrait-tablet
  • landscape-tablet-and-above
  • landscape-tablet-and-medium-wide-browser
  • portrait-tablet-and-below
  • landscape-tablet-and-below