14 февраля 2012 г. / , 16:13 / 6 лет назад

Неприятное Путину радио почувствовало его внимание

МОСКВА (Рейтер) - Контролируемый государством холдинг Газпром-медиа решил досрочно переизбрать совет директоров радиостанции “Эхо Москвы”, в котором до сих пор преобладали сторонники ее независимой редакционной политики.

Премьер-министр России Владимир Путин беседует с главным редактором радиостанции "Эхо Москвы" Алексеем Венедиктовым 13 января 2011 года в Москве. Контролируемый государством холдинг Газпром-медиа решил досрочно переизбрать совет директоров радиостанции "Эхо Москвы", в котором до сих пор преобладали сторонники ее независимой редакционной политики. REUTERS/Yana Lapikova/RIA Novosti/Pool

По словам главного редактора “Эха” Алексея Венедиктова, расклад сил поменяется в пользу Газпрома.

Венедиктов объяснил перемены политическим давлением, исходящим от правящего тандема. Хотя формально совет директоров не имеет влияния на редакционную политику, глава избирательного штаба возвращающегося в Кремль Владимира Путина признался, что хочет слушать это радио “в новом качестве”.

Объявив во вторник о грядущих переменах, Венедиктов в эфире своей радиостанции объяснил их тем, что Путин и отказавшийся от второго срока президент Дмитрий Медведев в последнее время были недовольны критикой власти, раздающейся в радиоэфире и лично разговаривали с ним об этом.

“Такого количества внимания (со стороны властей), цитирования и встреч у меня не было за 12 лет (правления Путина)”, - сказал Венедиктов.

Он назвал происходящее “элементом политического давления” на редакцию.

“Я воспринимаю это как попытку откорректировать редакционную политику”.

Расклад сил в совете директоров “Эха Москвы” не менялся больше десяти лет с тех пор, как радиостанция, вместе с телеканалом НТВ принадлежавшая структурам Владимира Гусинского, перешла в собственность контролируемого государством холдинга.

Если телеканал сменил критику власти на лояльность, то радиостанции удалость договориться о самостоятельной редакционной политике, гарантией которой стал паритет в совете директоров, где четыре голоса принадлежали подразделению Газпрома, три - сотрудникам редакции, а еще два - независимым директорам.

Газпром-медиа объясняет досрочный роспуск руководящего органа тем, что хочет заменить менеджерами журналистов и независимых директоров - научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина и юриста Александра Маковского.

”Корпоративные стандарты Газпром-медиа холдинга предполагают, что во всех дочерних предприятиях холдинга в состав совета директоров входят бизнес-менеджеры. Именно этот стандарт предлагается реализовать и в ЗАО Эхо Москвы, - сообщила пресс-служба компании в пресс-релизе.

В заявлении не говорится о редакционной политике, а сфера ответственности совета директоров определена как “руководство хозяйственной деятельностью предприятия и выработка стратегических бизнес-задач”.

Когда государство со скандалом передавало телеканал НТВ подконтрольной компании за долги, на претензии журналистов и обвинения в политической подоплеке власти отвечали словами о том, что это “спор хозяйствующих субъектов”.

“ЛЕГЧЕ УВОЛИТЬ”

Расклад сил в совете директоров “Эха Москвы” изменится за счет сокращения представителей редакции. Сам Венедиктов уйдет оттуда из-за несогласия с намерением исключить из директоров Ясина и Маковского, а его заместитель Владимир Варфоломеев - потому, что он журналист, а не менеджер. В совете директоров их заменит гендиректор “Эха Москвы” Юрий Федутинов.

В новом составе руководящего органа, который планируется избрать 29 марта, окажутся новые независимые директора, о которых Газпром-медиа договорился с радиостанцией, - учившийся на одном курсе с Медведевым руководитель Связьинвеста Вадим Семенов и бывший начальник Лениздата Евгений Трубин. Об этом руководство “Эхо Москвы” сообщило в заявлении на своем сайте.

“Легче будет уволить главного редактора”, - сказал Венедиктов в эфире.

“Если Газпром получит директиву, то пять человек могут проголосовать за увольнение”, - посчитал он.

В случае увольнения Венедиктова, избранного журналистами и утвержденного акционерами, его обязанности будет исполнять кто- то из заместителей до выборов нового редактора. Без поддержки журналистов Газпром-медиа, владеющий 66 процентами акций радиостанции при 34 - у представителей редакции, не сможет утвердить нового руководителя, поскольку для этого нужно 75 процентов акций.

Сам Венедиктов не верит в то, что у властей есть план его увольнения, поскольку считает, что Путин предупредил бы его об этом прямо:

“Он бы мне сказал в глаза: я тебя буду снимать. А я бы сказал: а я буду сопротивляться”.

Реорганизацию совета директоров он списал на ”ретивых чиновников“, воспринявших недовольство тандема как ”команду “фас”.

По рассказу Венедиктова, решение о роспуске совета директоров было принято еще в конце декабря, а позже при встрече он предложил Путину и Медведеву отправить в совет директоров радиостанции своих пресс-секретарей Дмитрия Пескова и Наталью Тимакову вместе с помощником президента по экономике Аркадием Дворковичем, но Медведев отказался, сославшись на взятое им обязательство вывести чиновников из управляющих органов госкомпаний.

“ЕЩЕ ОДНА ОШИБКА”

Около месяца назад недовольство Путина радиостанцией вылилось в прямое обвинение. На встрече с руководителями средств массовой информации он сказал Венедиктову, что “Эхо Москвы” “поливает его поносом”.

Наличие претензий в комментарии, размещенном на сайте радиостанции, подтвердил пресс-секретарь премьера Песков:

”Ни для кого не секрет, что Владимир Путин постоянно был и остается объектом критики на этой радиостанции. Он никогда не сетовал на объективную критику, но всегда последовательно сам критиковал радиостанцию за критику неконструктивную, ангажированную и предвзятую. С сожалением приходится констатировать, что подобная критика зачастую становится доминирующей на “Эхо Москвы”.

При этом пресс-секретарь назвал происходящее “внутрикорпоративными процессами” и опроверг предположения о том, что государство стремится к контролю над радио.

Руководитель избирательного штаба Путина Станислав Говорухин отнесся к событиям на радиостанции с энтузиазмом.

“Надеюсь, скоро услышим ”Эхо Москвы“ в новом качестве”, - написал он в своем микроблоге Twitter.

Путин идет на третий президентский срок, имея, по соцопросам, шанс победить в первом туре, однако аналогичная популярность его партии накануне парламентских выборов не помешала ей получить меньше половины голосов, обвинения в масштабных фальсификациях и бушующие столичные улицы, на которых регулярно собираются десятки тысяч недовольных нечестными выборами и возвращением Путина в Кремль.

Накануне парламентских выборов на давление собственников, добивавшихся лояльного отношения к правящей партии, жаловались журналисты издательского дома “Коммерсант”, где был уволен главный редактор еженедельника “Власть”, и интернет- издания “Газета.ру”. Оппозиционеры не раз говорили о том, что протесты были отчасти реакцией на давление со стороны власти на общество.

Пресс-служба Газпром-медиа подтвердила, что на решение о роспуске совета директоров радиостанции повлияли внешние факторы.

“Данные предложения планировалось вынести на очередное общее собрание акционеров ”Эха Москвы“ летом 2012 года, однако, учитывая повышенное внимание с разных сторон к радиостанции в последнее время, холдинг счел целесообразным упорядочить применение корпоративных стандартов управления не дожидаясь формальных сроков”.

Бывший вице-премьер, публицист Альфред Кох, десять лет назад помогавший государству получить контроль над НТВ, назвал историю с радиостанцией “очередной ошибкой путинских помощников”.

“Зачем? Для чего? Если уж так хочется заткнуть рот ”Эхо Москвы“ - сделали бы это после выборов. Зачем сейчас-то лишний раз людей выводить из себя и демонстрировать свое истинное лицо. Впрочем, его уже никак не скроешь...”.

“Бедный, бедный Путин. Как тяжело, когда всех умных выгнал, а остались одни дураки. Причем их самый страшный вид: дураки с инициативой. Вот этой инициативой они его и погубят”, - написал Кох на своей странице в социальной сети Facebook.

Мария Цветкова. Редактор Дмитрий Антонов

0 : 0
  • narrow-browser-and-phone
  • medium-browser-and-portrait-tablet
  • landscape-tablet
  • medium-wide-browser
  • wide-browser-and-larger
  • medium-browser-and-landscape-tablet
  • medium-wide-browser-and-larger
  • above-phone
  • portrait-tablet-and-above
  • above-portrait-tablet
  • landscape-tablet-and-above
  • landscape-tablet-and-medium-wide-browser
  • portrait-tablet-and-below
  • landscape-tablet-and-below